Рекомендации педагогам

22.12.2022

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОДРОСТКОВ,  ИМЕЮЩИХ СКЛОННОСТЬ  К СОВЕРШЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс общественно-отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система антиобщественных взглядов, деформация отношений, оценок. У них извращены представления о товариществе, смелости. Ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, осознанность совершенных правонарушений, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению.

Особенности организации воспитательной работы с ними: ключом к организации работы с ними является опора на такие качества их личности, как упорство в достижении поставленной цели, стремление к престижу, первенству в сочетании с полу осознанным чувством их собственной социальной неполноценности. Зримо выраженная общественная значимость выполняемых ими трудовых дел, организация труда в небольших группах (2-3 человека), где им время от времени поручается руководить работой товарищей, способствует включению этих подростков в деятельность коллектива, установлению должных отношений.

Вторую группу составляют подростки, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность отношений, взглядов. Они отличаются индивидуализмом, неуживчивостью, стремятся  к привилегированному положению, притесняют слабых, младших. Правонарушения они совершают в основном ситуативно.

Особенности организации воспитательной работы с ними: особое значение для подростков этой группы имеет самоизмение обстановки и стереотипных форм реагирования. Подчеркнутое доверие к ним, положительная оценка их достижений, вовлечение не только в исполнительную, но, прежде всего в организационную деятельность, вырабатывающую умение и командовать, и подчиняться, обеспечивают относительно быстрое вхождение этих подростков в систему общественно-значимого труда.

 

Третью группу характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки осознают неустойчивость своего поведения, однако имеющиеся у них правильные взгляды не стали убеждениями. Эгоистические устремления или неумение противостоять ситуации вызывают их антиобщественные поступки, приводя их к накоплению опыта аморального поведения.

Особенности организации воспитательной работы с ними: т.к. для подростков этой группы важны ритм и напряженность трудовых дел, поэтому на них будет иметь положительное влияние вовлечение в поисковые работы, где имеется возможность проявить себя, самоутвердиться в глазах коллектива.

Четвертую группу составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед более важными товарищами.

Особенности организации воспитательной работы с ними: вхождению таких подростков в систему общественно-полезной трудовой деятельности способствует пробуждение у них интереса к жизни, положительных переживаний, нахождения жизненных перспектив. Скользящий график постоянных работ, систематический контроль и регулярное подведение итогов труда, личная ответственность перед коллективом создают условия для вхождения подростков в систему общественно-значимого труда.

В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они безвольны и поддаются различным влияниям.

Особенности организации воспитательной работы с ними: такие же, как и с подростками четвертой группы (см. выше).

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  РАБОТЕ  С  РАЗЛИЧНЫМИ  ГРУППАМИ  УЧАЩИХСЯ

Рекомендации по работе с гиперактивными учащимися с истерическими реакциями

1.     Игнорировать истерические реакции.

2.     Предупредить других, не обращать внимание на учащегося в момент истерики.

3.     Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

4.     Не стремиться угодить.

5.     Не обращать постоянного внимания на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).

6.     Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

7.     Занять учащегося таким видом деятельности, чтобы он смог и сумел своим трудом, а не поведением, выделиться среди сверстников, т.к. у него есть неутолимая жажда признания.

8.     Учащийся имеет высокий уровень притязаний, поэтому необходимо определить круг доступных притязаний.

9.     Учащийся требует много льгот для себя.

10. Лживы, способны входить в доверие. Необходимо не попадать под их влияние и не позволять манипулировать собой.

11. Не критиковать личность учащегося в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько поступков – одно замечание или наказание.

12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит.

14. Если учащийся осознал поступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

15. Не позволять выполнять другое дело, пока не доведет до конца первое.

16. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

17. Повышать самооценку, уверенность в себе. 

Рекомендации по работе с агрессивными учащимися

1.     Агрессивные учащиеся часто бывают вооружены.

2.     Никогда не позволять себе оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и демонстрировать в поведении все, на что они способны.

3.     Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше держаться несколько дистантно.Хочу такой сайт

4.     В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности учащихся, их бурные реакции.

5.     Останавливайте учащегося спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

6.     Обсуждайте поведение учащегося только после его успокоения.

7.     Агрессивные учащиеся – мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.

8.     Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «(имя)..., ты расстроился, потому что... Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение к сказанному.

9.     Пусть за что-то отвечает в группе, в училище.

10. Нельзя угрожать или шантажировать их, т.к. в какой-то момент это перестает действовать и вы будете неубедительны и бессильны.

11. «Воинственность» учащегося можно успокоить своим спокойствием.

12. Свое плохое настроение не разряжать на них.

13. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Учащийся убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.  

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) учащимися

1.     Не призывать к совести, не читать морали.

2.     Учитывать наличие страхов. Методом наблюдения определить тематику страхов. Страх сопряжен с любопытством – помочь преодолеть эту стену.

3.     Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

4.     Стимулировать психическую активность, направленную на взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке мероприятий).

5.     Учитывать интерес к точным наукам.

6.     Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до поступков и чувств.

7.     Отношение к учащемуся строить по методу: не навязывать поручения, но и не отвергать; давать ему почувствовать принадлежность к коллективу.

Рекомендации по работе с застенчивыми учащимися

         Этим учащимся свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптация. Проявляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Для учащихся важно, как они выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду (самоуничтожению). Внушаемы.

1.     Не ставить их в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2.     Включать в общественные, посильные дела.

3.     Хвалить их самостоятельность.

4.     Стимулировать личную ответственность.

5.     Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.

6.     Отношения с учащимися должны быть ровные, открытые. Учащиеся должны понимать ваши эмоции и чувства к ним. Негативизм относить к своим поступкам, а не к личности в целом. Учащиеся должны расстаться с вами успокоившись.

7.     Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.

8.     Будьте осторожны в передаче таким учащимся стрессовой информации.

9.     Иногда можно позволять отвечать с места или письменно.

Рекомендации по работе с лидерами

1.     Общественные дела поручать не только лидерам, но и изолированным.

2.     Не делить учащихся на хороших и плохих.

3.     Воспитывать убеждение, что авторитет в коллективе отвечает лишь реальным делам.

4.     Акцентировать внимание лидеров на дружеском и доброжелательном отношении к другим членам группы.

Наверх

муниципальное задание

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МУНИЦ. ЗАДАНИЕ на 2023 год ИЮЛЬ.doc (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».